Автоматическая коробка передач автомобиля (АКПП)

Коробка передач (трансмиссия автомобиля) – устройство, передающее вращающий момент двигателя на колеса автомобиля. Современные автомобили комплектуют двумя видами трансмиссии – автоматической коробкой переключения передач (АКПП) и ме­ха­ни­чес­кой (МКПП). В то же время, КПП различаются по видам. Так как эта статья посвящена автоматической коробке передач автомобиля, именно на ней подробнее и остановимся.

Автоматическая коробка передач автомобиля

Модернизация эксплуатационных свойств современного транспортного средства привела к серьезному усложнению его конструкции. А монтаж автоматической трансмиссии на автомобили позволил значительно уменьшить объем нагрузки, возлагаемой в процессе движения на водителя, что также положительно отразилось на скоростных качествах автомобиля, силовом агрегате ( см. устройство двигателя автомобиля ) и ходовой части. Простота и надежность эксплуатации определили дальнейшее широкое применение данного изобретения. Сегодня автоматические трансмиссии используются на пол­но­при­вод­ных, легковых и даже на грузовых автомобилях. Эксплуатируя транспортное средство, оснащенное ручным управлением, для поддержания желаемой скорости водителю при­хо­дит­ся часто использовать рычаг переключения передач.

В связи с этим ему необходимо постоянно контролировать нагрузку силового агрегата и текущую скорость автомобиля. Использование трансмиссии автоматического типа исключает необходимость управления переключающим рычагом постоянно. Изменение скорости осуществляется в автоматическом режиме в зависимости от нагрузки мотора, скорости перемещения автомобиля и желания водителя. Таким образом, по сравнению с ручной (механической) коробкой передач автомобиля, трансмиссия автоматического типа имеет следующие плюсы:

  • Увеличивает комфортность управления автомобилем за счет освобождения водителя от постоянных контрольных функций;
  • Плавно и в автоматическом режиме выполняются переключения, согласовывая наг­руз­ку силового агрегата, степень нажатия на педаль газа, скорость движения ав­то­мо­би­ля;
  • Предохраняет ходовую часть и двигатель автомобиля от различных перегрузок;
  • Возможно как ручное, так и автоматическое переключение передач.

Всё разнообразие трансмиссий автоматического типа, используемых в наше время, можно условно разделить на две категории. Главное отличие этих типов друг от друга заключается в системах управления и контроля над применениемтрансмиссии автомобиля. Первому типу свойственно то, что функции контроля и управления осуществляются специальным гидравлическим механизмом. Во втором типе эти функции выполняются электронным устройством. Узлы и составные части трансмиссий автоматического типа обоих категорий почти одинаковы. Имеются небольшие отличия в устройстве и компоновке трансмиссии автоматического типа заднеприводного и переднеприводного автомобиля. Трансмиссия автоматического типа для автомобилей с системой переднего привода более компактна и внутри своего корпуса имеет отсек главной передачи – дифференциал ( см. дифференциал заднего моста ). Невзирая на такие отличия, принцип действия и основные функции всех автоматических трансмиссий одинаковы. Для обеспечения движения, а также для выполнения остальных функций трансмиссия автоматического типа должна оснащаться следующими узлами: гидротрансформатором, специальным механизмом, позволяющим выбрать режим движения, узлом управления и контроля, коробкой передач.

Принцип работы АКПП

Если рассмотреть принцип работы АКПП, то можно выделить ряд существенных моментов. Появление автоматической коробки передач автомобиля облегчило нагрузку на человека во время вождения, что впоследствии привело к улучшению ходовых ха­рак­те­рис­тик автомобиля. В случае если транспортное средство оборудовано механикой, водителю необходимо постоянно следить за работой двигателя и переключать передачи, в отличие от автоматической коробки передач автомобиля. Скорости переключаются автоматически, исходя из нагрузки на двигатель. Принцип работы АКПП изображен на рисунке ниже.

Принцип работы АКПП

В наши дни автоматическая коробка передач автомобиля устанавливается на все типы транспорта (легковые, грузовые, полноприводные) и обладает следующими пре­и­му­щест­ва­ми:

  • повышает комфорт езды – за счет «освобождения» водителя;
  • плавно переключает передачи – за счет согласования нагрузки, скорости, степени выжима педали акселерометра;
  • защитная функция – двигатель и ходовая не перегружаются.

Управление автоматической коробкой передач автомобиля состоит из группы золотников, которые распределяют масляные потоки к поршням фрикционных муфт и тормозных лент. При этом расположение самих золотников устанавливается механическим методом с помощью рукоятки селектора, либо за счет автоматики. Также автоматика управления автоматической трансмиссией бывает гидравлической или электронной.

От центробежного регулятора гидравлической автоматикой используется давление масла. В свою очередь, центробежный регулятор имеет соединение с выходным валом автоматической коробки передач автомобиля. Также гидравлика применяет давление масла при нажатии на педаль газа. Автомат при этом получает данные о положении педали газа, что и является основанием для переключения золотников.

В автоматике управления электронного типа применяются соленоиды, пе­ре­ме­ща­ю­щие золотники. Соленоидные кабели выходят к блоку управления автоматической коробкой передач автомобиля. Электронный БУ отвечает за перемещение соленоидов, которое также зависит от положения рукоятки селектора, от положения педали газа и скорости автомобиля.

Автомобили, оснащенные автоматической КПП, являются самым удобным видом транспорта. Но большинство водителей с иронией относятся к автоматической коробке передач автомобиля. Все зависит от привычки. Если водитель предпочитает чувствовать динамику движения и важность своего присутствия в ней, то автоматическая коробка передач автомобиля ему не подойдет. Выбор КПП – это индивидуальное дело каждого. Прежде чем вы начнете привыкать к автомобилю с АКПП, не лишним будет разобраться в нюансах использования автоматической коробки передач автомобиля. Вопрос касается некоторых особенностей, несоблюдение которых приведет к поломке АКПП. А ремонтные работы или замена АКПП – очень дорогое удовольствие.

Кроме принципа работы АКПП очень важным является рассмотрение правил использования автоматической коробки передач автомобиля.

 

Правила использования коробки передач автоматического типа

 

Управление «автоматом». Полный контроль электроникой все-таки требует соблюдение водителем правил переключения рычага селектора. Запуск мотора выполняется в положении «P» или же «N» и выжатой педалью тормоза. Изменение положения селектора для начала движения необходимо осуществлять при выжатой педали тормоза, нажатой кнопке блокировки селектора и отпущенной педали газа. При смене положения селектора запрещается использовать педаль газа.

Стоянка. После того, как автомобиль остановился, изначально нужно поставить стояночный (ручной) тормоз, а только после этого перемещать селектор в положение «стоянка». Все дело в том, что у автомобиля, ставшего с незначительным продольным наклоном, селектор поставить на «стоянку» можно, а вот снять потом может быть очень проблематично. Небольшое движение автомобиля назад и вперед может застопорить парковочное колесо автоматической КПП. Таким образом, сначала «ручник», а после этого, в качестве подстраховки – селектор на «стоянку».

Принцип «раскачки», к примеру, во время застревания в грязи или снегу для автомобиля с АКПП неприемлем. Из положения «D» в «R» или обратно необходимо переходить только после того, как автомобиль выполнит полную остановку. Пренебрежение данным правилом приведет к тому, что вы «порвете» КПП.

Движение в зимний сезон. Для езды в зимний период (снег, гололед) селектор имеет положения «W» и «1-3». Автомат, в случае попадания автомобильного колеса на скользкий лед, «думает», что автомобиль передвигается без загрузки и автоматически включает повышенную передачу, результат – клин дифференциала. Таким образом, строгое правило зимней езды на авто с автоматической КПП: селектор в положении «2», «3» или «W»; обязательно хороший зимний протектор или шипованная резина.

Езда с прицепом. Перед этим ознакомьтесь с руководством о пользовании АКПП. При езде с прицепом рукоятку селектора необходимо выставлять в положение «3», и скорость не должна быть выше 80 км/ч.

Буксировка автомобиля с автоматической КПП. В эксплуатационных правилах АКПП указывается, что перед процессом буксировки автомобиля с «автоматом» ее необходимо полностью наполнить маслом. Также при буксировке используется принцип 50х50 – не больше 50 км со скоростью не выше 50 км/ч.

Данное правило подходит не для каждого автомобиля. Например, у Honda данное правило звучит как «40х40». А вот автомобили марки Mercedes не рекомендуют буксировать ни при каких обстоятельствах, только при помощи эвакуатора.

Любителям агрессивной езды. Не рекомендуется пытаться выполнять различные «полицейские» развороты или начало движения с пробуксовкой с места. При одновременном нажатии педали тормоза и газа вся энергия, вырабатываемая силовым агрегатом, будет выделяться в трансмиссионное масло. В результате этого происходит перегрев ав­то­ма­ти­чес­кой КПП, давление падает, масло закипает, и в конечном итоге горит коробка.

 


Ознакомьтесь так же с нашими статьями:
Важно знать
Ремонт АКПП Ford 
Ремонт АКПП Subaru
Ремонт АКПП Hyundai Хендэ
Ремонт АКПП Mitsubishi Митсубиси
Ремонт АКПП Mitsubishi Митсубиси
Ремонт вариаторов
Ремонт АКПП Volvo
Ремонт АКПП Opel
Модели АКПП Тойота toyota и их ремонт
Ремонт АКПП Пежо (Peugeot)
Ремонт АКПП citroen/peugeot DP0(AL4)
Ремонт АКПП Рено (Renault)
Ремонт АКПП SAAB
Ремонт АКПП Toyota
Ремонт АКПП Lexus
Ремонт АКПП Volkswagen
Ремонт АКПП Mercedes
Ремонт АКПП Ford
Ремонт АКПП Fiat
Ремонт АКПП Daewoo
Ремонт АКПП citroen
Ремонт АКПП Nissan
Ремонт АКПП skoda
Ремонт АКПП mazda (Мазда)
Ремонт АКПП chevrolet
Ремонт АКПП Cadillac
Ремонт АКПП BYD
Ремонт АКПП BMW
Ремонт АКПП Audi
Ремонт АКПП Acura
Ремонт АКПП Seat