Типы АКПП

После рассмотрения принципа работы АКПП и устройства АКПП необходимо также рассмотреть основные типы АКПП. Основные типы АКПП - робот, вариатор и типтроник.

Типы АКПП

Робот – полуавтоматическая трансмиссия. Она объединяет в себе МКПП и АКПП. Переключение происходит по требованию водителя. Педаль сцепления отсутствует (ее функцию выполняют сенсоры), ручка переключения двигается не Ж-образно, а только вперед и назад (как на секвентальной КПП). Во время переключения ручки и нажатия на акселерометр система подает сигнал БУ (блок управления), который сигнализирует в коробку передач автомобиля. Блок управления, основываясь на полученной от датчиков ин­фор­ма­ции, выбирает оптимальную скорость. Положительная сторона в том, что компьютер быстрее реагирует, и водителю нет необходимости выжимать сцепление. Парковка ав­то­мо­би­ля, «нейтралка» и задний ход осуществляются посредством выжима педали газа и тормоза одновременно, после чего водитель «выбирает» один из трех режимов.

Вариатор – бесступенчатая КПП, плавно изменяющая передаточное число, которое выбирается, исходя из нагрузки на двигатель. На транспортных средствах используют кли­но­ре­мен­ной и тороидный вариаторы.

Клиноременной вариатор состоит из одной либо двух передач, ремня, шкивов из дисков, которые образуют коническую форму. Сдвигаясь и раздвигаясь, диаметр шкивов изменяется, меняя тем самым передаточное число. Для того чтобы тронуться используют либо гидротрансформатор, либо сцепление, которое отключается сразу после начала движения. Ремень вклинивается в шкив торцевыми поверхностями. При износе сторон, за счет клиновидной формы он все сильнее врезается в шкив, не теряя сцепных свойств. Ведущий шкив при воздействии на него центробежных сил, разжимаясь, выталкивает ремень дальше от центра, ведомый же, сжимаясь, сдвигает ремень ближе к центру, изменяя передаточное число.

Тороидный вариатор устроен из соосных дисков и роликов, передающих крутящий момент от диска к диску. При изменении положения роликов изменяются радиусы, по которым они обкатывают диски, изменяя передаточные числа.

Несмотря на наличие плавности переключения передачи и свою совершенность (хорошая динамика разгона, менее сложное устройство, плавная езда, уменьшенный расход топлива), вариаторы не лишены некоторых минусов, из-за чего их не устанавливают на грузовые автомобили и авто с мощными двигателями. Клиноременной подвержен высокой степени износа ремня; тороидный имеет высокие нагрузки на контактное пятно (ролика и диска) до 10 тонн.

Типтроник является автоматической КПП с элементами механической. Пока типтроник не задействован, КПП работает в режиме обычной автоматической коробки. Повышение либо понижение передачи вручную осуществляется при помощи кнопок на руле либо паза на ручке КПП. То есть, водитель в любой момент времени способен взять управление передачами на себя (активная передача высвечивается на панели управления).

Только что были рассмотрены основные типы АКПП. Как мы увидели, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.